Атрибутивный Gage R&R (Attribute Agreement Analysis). Анализ данных в среде R Анализ данных в r примеры

30.09.2022 Интернет

Введение

Прежде всего, давайте обсудим терминологию. Речь идёт об области, которая в западной литературе называется Data Mining, а на русский язык чаще переводится как «анализ данных». Термин не совсем удачный, поскольку слово «анализ» в математике достаточно привычно, имеет устоявшееся значение и входит в название многих классических разделов: математический анализ, функциональный анализ, выпуклый анализ, нестандартный анализ, многомерный комплексный анализ, дискретный анализ, стохастический анализ, квантовый анализ и т.д. Во всех перечисленных областях науки изучается математический аппарат, который базируется на некоторых фундаментальных результатах и позволяет решать задачи из этих областей. В анализе данных ситуация гораздо сложнее. Это, прежде всего, прикладная наука, в которой математического аппарата нет, в том смысле, что нет конечного набора базовых фактов, из которых следует, как решать задачи. Многие задачи «индивидуальны», и сейчас появляются всё новые и новые классы задач, под которые необходимо разрабатывать математический аппарат. Тут ещё большую роль играет тот факт, что анализ данных относительно новое направление в науке.

Далее, надо пояснить, что такое «анализ данных». Я назвал это «областью», но областью чего? Здесь начинается самое интересное, поскольку это не только область науки. Настоящий аналитик решает, прежде всего, прикладные задачи и нацелен на практику. Кроме того, анализировать данные приходится в экономике, биологии, социологии, психологии и т.д. Решение

новых задач, как я уже сказал, требует изобретения новых техник (это не всегда теории, но и приёмы, способы и т.п.), поэтому некоторые говорят, что анализ данных это также искусство и ремесло.

В прикладных областях самое важное – это практика! Невозможно представить себе хирурга, который не сделал ни одной операции. Собственно, это и не хирург вовсе. Также не может аналитик данных обойтись без решения реальных прикладных задач. Чем больше таких задач вы самостоятельно решите, тем более квалифицированными специалистами вы станете.

Во-первых, анализ данных это практика, практика и ещё раз практика. Надо решать реальные задачи, много, из разных областей. Поскольку, например, классификация сигналов и текстов две совершенно разные области. Специалисты, которые с лёгкостью построят алгоритм диагностики двигателя на основе сигналов датчиков, возможно, не смогут сделать простейший спам-фильтр для электронных писем. Но очень желательно получить базовые навыки при работе с разными объектами: сигналами, текстами, изображениями, графами, признаковыми описаниями и т.д. Кроме того, это позволит вам выбрать задачи по душе.

Во-вторых, важно грамотно выбрать себе учебные курсы и наставников.

В принципе, можно всему научиться самому. Ведь мы не имеем дело с областью, где есть какие-то секреты, передающиеся из уст в уста. Наоборот, есть много грамотных учебных курсов, исходников программ и данных. Кроме того, очень полезно, когда одну задачу решают несколько людей параллельно. Дело в том, что при решении таких задач приходится сталкиваться с очень специфическим программированием. Допустим, ваш алгоритм

выдал 89% верных ответов. Вопрос: много это или мало? Если мало, то в чём дело: вы неправильно запрограммировали алгоритм, выбрали неверные параметры алгоритма или сам алгоритм плохой и не подходит для решения данной задачи? Если работа дублируется, то ошибки в программе и неверные параметры удаётся быстро найти. А если она дублируется специалистом, то вопросы оценки результата и приемлемости модели тоже решаются быстро.

В-третьих, полезно запомнить, что на решение задачи анализа данных требуется много времени.

Статистика

Анализ данных в R

1. Переменные

В R, как и во всех остальных языках программирования, существуют переменные. Что такое переменная? По сути, это адрес, при помощи которого мы можем найти какие-то данные, которые мы сохраняем в памяти.

Переменные состоят из левой и правой части, разделенных оператором присваивания. В R оператором присваивания является конструкция “<-”, если название переменной находится слева, а значение, которое сохраняется в памяти - справа, и она аналогична “=” в других языках программирования. В отличии от других языков программирования, хранимое значение может находиться слева от оператора присваивания, а имя переменной - справа. В таком случае, как можно догадаться, оператор присваивания примет конструкцию следующего вида: “->”.

В зависимости от хранимых данных, переменные могут быть различного типа: целочисленными, вещественными, строковыми. Например:

my.var1 <- 42 my.var2 <- 35.25

В данном случае переменная my.var1 будет целочисленными типа, а my.var2 - вещественного.

Так же, как и в других языках программирования, с переменными можно выполнять различные арифметические операции.

my.var1 + my.var2 - 12

my.var3 <- my.var1^2 + my.var2^2

Кроме арифметических операций, можно выполнять логические операции, то есть операции сравнения.

my.var3 > 200 my.var3 > 3009 my.var1 == my.var2 my.var1 != my.var2 my.var3 >= 200 my.var3 <= 200

Результатом логической операции будет правдивое (TRUE) или ложное (FALSE) высказывание. Так же можно выполнять логические операции не только между переменной с каким-то значением, но и с другой переменной.

my.new.var <- my.var1 == my.var2

Сегодня я немного расскажу о решении задачи классификации с использованием программного пакета R и его расширений. Задача классификации, пожалуй, одна из самых распространенных в анализе данных. Существует множество методов для ее решения с использованием разных математических техник, но нас с тобой, как апологетов R, не может не радовать, что при этом программировать что-либо с нуля не нужно, - все есть (причем далеко не в единственном экземпляре) в системе пакетов R.

Задача классификации

Задача классификации - типичный пример «обучения с учителем». Как правило, мы располагаем данными в виде таблицы, где столбцы содержат значение наборов признаков для каждого случая. Причем все строки заранее размечены таким образом, что один из столбцов (положим, что последний) указывает на класс, к которому принадлежит данная строка. Как хороший пример можно привести задачу классификации писем на спам и не спам. Для того чтобы воспользоваться алгоритмами машинного обучения, нужно для начала иметь размеченные данные - такие, для которых значение класса известно наряду с остальными признаками. Причем набор данных должен быть существенным, особенно если количество признаков велико.

Если у нас есть достаточно данных, то можно начинать обучение модели. Общая стратегия с классификаторами не особо зависит от модели и включает следующие шаги:

  • выбор тренировочного и тестового множества;
  • обучение модели на тренировочном множестве;
  • проверка модели на тестовом множестве;
  • перекрестная проверка;
  • улучшение модели.

Точность и полнота

Как оценить, насколько хорошо работает наш классификатор? Непростой вопрос. Дело в том, что различные варианты развития событий возможны, даже если у нас есть всего только два класса. Допустим, мы решаем задачу фильтрации спама. После проверки модели на тестовом множестве мы получим четыре величины:

TP (true positive) - сколько сообщений было правильно классифицировано как спам,
TN (true negative) - сколько сообщений было правильно классифицировано как не спам,
FP (false positive) - сколько сообщений было неправильно классифицировано как спам (то есть письма спамом не были, но модель классифицировала эти сообщения как спам),
FN (false negative) - сколько сообщений было неправильно классифицировано как не спам, а на самом деле это был все-таки Центр американского английского.

Продолжение доступно только участникам

Вариант 1. Присоединись к сообществу «сайт», чтобы читать все материалы на сайте

Членство в сообществе в течение указанного срока откроет тебе доступ ко ВСЕМ материалам «Хакера», увеличит личную накопительную скидку и позволит накапливать профессиональный рейтинг Xakep Score!

Анализ данных в среде R

Институт вычислительной математики и информационных технологий, кафедра анализа данных и исследования операций


Направление
: 01.03.02 "Прикладная математика и информатика. Системное программирование" (бакалавриат, 3 курс)

Дисциплина : "Анализ данных в среде R"

Учебный план : "Очное обучение, 2017 г."

Количество часов: 90 (в том числе: лекции - 18, лабораторные занятия – 36, самостоятельная работа - 36); форма контроля - зачёт.

Направление : 38.03.05 "Бизнес информатика" (бакалавриат, 4 курс)

Дисциплина : "Анализ данных"

Учебный план : "Очное обучение, 2018 г."

Количество часов: 78 (в том числе: лекции - 18, лабораторные занятия – 36, самостоятельная работа - 24); форма контроля - зачёт.


Ключевые слова
: Data Mining, Machine Learning, regression, classification, clusterization, support vector, SVM, artificial neutron, neural network, recommendation system, анализ данных, машинное обучение, модель, выборка, переменная отклика, обучение выборки, переобучение выборки, обучение с учителем, обучение без учителя, пакет R, язык программирования R, статистика, случайная величина, с.в., закон распределения, нормальное распределение, выборка, статистика, метод максимального правдоподобия, распределение Хи-квадрат, распределение Стьюдента, распределение Фишера, гипотеза, область принятия гипотезы, уровень значимости, ошибки первого и второго рода, сравнение выборок, критерии согласия, таблица сопряженности признаков, корреляция, регрессия, линейная регрессия, нелинейная регрессия, фактор, предиктор, однофакторная регрессия, множественная регрессия, классификация, логистическая регрессия, однофакторный дискриминантный анализ, Байесовский подход, наивный Байес, метод опорных векторов, разделяющая гиперплоскость, деревья решений, нейронная сеть, нейрон, функция активации, рекомендательная система, кластеризация, функционал качества.

Темы : 1. Cреда разработки R: сведения из истории. установка и запуск пакета. 2. Программируем в R. первые шаги. 3. Построение графиков в среде R. 4. Ввод данных и работа с файлами в среде R. 4.1. Работа с одномерными массивами данных. 4.2. Работа с матрицами и таблицами данных. 5. Проверка статистических гипотез в среде R. 5.1. Проверка гипотезы о законе распределения вероятностей случайной величины (критерий Хи-квадрат Пирсона). 5.2. Проверка гипотезы о независимости признаков с качественной группировкой (критерий Хи-квадрат Пирсона). 5.3. Проверка гипотезы о равенстве математических ожиданий нормальных генеральных совокупностей (критерий Стьюдента). 5.4. Проверка гипотезы о равенстве дисперсий нормальных генеральных совокупностей (критерий Фишера). 6. Задача построения модели однофакторной линейной регрессии. Прогнозирование. 7. Задача многожественной линейной регрессии. 7.1. Задача однофакторной линейной регрессии как частный случай множе-ственной регрессии. 7.2. Исследование зависимости переменной отклика от фактора в регресси-онной модели. 8. Задача классификации, подходы к её решению. 8.1. Логистическая регрессия. 8.2. Линейный дискриминантный анализ. 8.3. Деревья решений - принцип "разделяй и властвуй" ("divide and con-quer"). 9. Нейронные сети (neural networks) и их применение в машинном обучении. 10. Опорные векторы, метод опорных векторов ("support vector machines", SVM) в машинном обучении. 11. Рекомендательные системы ("recommendation system"), их назначение, построение, применение. 12. Специальные задачи машинного обучения.


Дата начала эксплуатации : 1 сентября 2014 года
  • Миссаров Мукадас Дмухтасибович, зав. кафедрой анализа данных и исследова-ния операций КФУ, д.ф.-м.н., профессор, email: [email protected]
  • Кашина Ольга Андреевна, к.ф.-м.н., доцент кафедры анализа данных и исследования операций, email: [email protected]

Предположим, у вас есть большой набор утверждений (напр., «человек — это звучит гордо», «все люди — сёстры», «худой мир лучше доброй ссоры» и пр.), своё отношение к которым респонденты оценивали по одинаковому шаблону (напр., «согласен / не знаю / не согласен»). Можно, конечно, в статье дать таблички по каждому пункту, но можно попытаться найти что-то, что объединяет одну часть пунктов в более общую категорию, другую — в ещё одну категорию (безусловно, может оказаться и так, что ваши утверждения ничего не объединяет). Факторный анализ — это один из инструментов, который позволяет найти это общее, если оно там, конечно, есть.

Говоря более строго, если оценки двух и более пунктов коррелируют между собой, то логично предположить, что эта корреляция указывает на некий общий фактор (например, высокие оценки у школьников по алгебре и высокие оценки по геометрии скорее всего будут встречаться одновременно и указывать на хорошее абстрактное мышление и развитую логику). Факторный анализ помогает найти эти связи в массиве ваших данных.

Это одновременно сильное и слабое место. Сильное потому, что большой массив данных упрощается и его легче анализировать. А слабое потому, что сильная корреляция, как известно, не указывает на причинность и реальные связи — компьютер покажет вам нечто, но что это значит, насколько находка разумна и правдоподобна, судить только вам. Как написано в одной умной книге «to interpret the factors, which is more like voodoo than science».

Однако перейдём к примеру.

Итак, в 2013 г. Центр социальных экспертиз по заказу ВОО «Гей-Альянс Украины» опрашивал обычных людей (800 чел.) на предмет гомофобии (отчёт). Среди прочего, в опроснике фигурировали и пункты, к гомофобии прямого отношения не имеющие, напр. о доверии к разнообразным политическим и социальным институтам. Вопрос звучал так: «Какой уровень Вашего доверия к следующим социальным институтам? (Дайте один наиболее подходящий ответ по каждой строке)» с вариантами ответов «5. Совсем не доверяю — 4. Скорее не доверяю — 3. Трудно сказать, доверяю или нет — 2. Скорее доверяю — 1. Полностью доверяю». Список институтов, к которым респондент выражал своё отношение, таков:

1. Семье и родственникам
2. Соседям
3. Коллегам
4. Церкви и духовенству
5. Астрологам
6. Средствам массовой информации (телевидение, радио, газеты)
7. Политическим партиям
8. Налоговой инспекции
9. Милиции
10. Прокуратуре
11. Судам
12. Президенту
13. Верховной Раде
14. Правительству
15. Местным органам власти
16. Банкам
17. Страховым компаниям
18. Благотворительным фондам, общественным организациям

Как провести факторный анализ этих данных? (предположим, что таблица с ответами называется dovira)
Присоединяем массив:

>attach(dovira)

Вначале следует убедиться, что в загруженном массиве нет пропусков и ошибок ввода:

>which(is.na(dovira)==T)
integer(0)
>summary(dovira)
p1
Min. :1.000
1st Qu.:2.000
Median:2.000
Mean:2.711
3rd Qu.:4.000
Max. :5.000 ... ... ...

Как видим, всё в порядке (для того, чтобы не загромождать изложение, в выводе оставлен только первый вопрос).
Команда, выполняющая факторный анализ, входит в набор пакетов, устанавливаемых по умолчанию. Она очень проста:

>factanal(dovira,6)
Call:
factanal(x = dovira, factors = 6)

Uniquenesses:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
0.431 0.195 0.379 0.614 0.047 0.672 0.506 0.285 0.174 0.106 0.186 0.215 0.112 0.082 0.464 0.288 0.204 Factor1 Factor2 Factor3 Factor4 Factor5 Factor6
1 -0.407 -0.324 0.489 -0.106 -0.213
2 0.879 0.131 -0.112
3 0.784
4 -0.128 0.540 -0.170 0.193
5 0.125 0.171 0.133 0.943
6 0.265 0.122 0.252 0.393 0.139
7 0.522 0.382 0.148 0.151 0.175
8 0.395 0.673
-0.119 0.204 0.182 0.131
9 0.329 0.817 0.181
10 0.297 0.865 -0.113 0.145 0.122
11 0.353 0.769 -0.104 0.277
12 0.805 0.320 0.111
13 0.853 0.318 -0.144 0.151 0.121
14 0.902 0.250 0.125
15 0.582 0.230 0.181 0.325
16 0.196 0.414 0.667 0.139 0.184
17 0.243 0.351 0.694 0.160 0.317
18 0.162 0.109 0.228 0.608
Factor1 Factor2 Factor3 Factor4 Factor5 3.662 3.399 2.079 0.324 1.275 0.765
ProportionVar 0.203 0.189 0.116 0.074 0.071 0.043
CumulativeVar 0.203 0.392 0.508 0.581 0.652 0.695
Test of the hypothesis that 6 factors are sufficient.
The chi square statistic is 257.27 on 60 degrees of freedom.
The p-value is 2.95e-26

Посмотрим на результаты.

Вначале в выводе повторяется отданная машине команда, потом идёт табличка «уникальностей», т. е. долей общей дисперсии, вносимых каждой переменной по отдельности. Следом мы видим таблицу нагрузок, в которой столбцы соответствуют коэффициентам корреляции отдельных переменных с выделенными факторами. Наконец, третья таблица — доля общей дисперсии, объясняемой каждым конкретным фактором и накопление этих дисперсий. Завершает вывод информация о тестировании гипотезы «выбранное число факторов достаточно для описания массива».

Наиболее важными являются таблицы нагрузок и долей объясняемой дисперсии.

Из последней видно, что в сумме 6 выделенных факторов объясняют 70% разброса данных, при этом первый фактор отвечает за пятую часть суммарной дисперсии, второй — 19%, третий — 12% и т. д.
Таблица нагрузок указывает, что в первом факторе объединены 7, 12, 13, 14 и 15 институция (коэффициенты корреляций больше 0.5), во втором — 8, 9, 10, 11, в третьем — 2, 3, 4 и т. д.

Попробуем интерпретировать результаты.

Фактор 1 объединяет доверие к политическим партиям, президенту, Верховной Раде, правительству и к местным органам власти. Иными словами, это доверие к политической сфере в целом .
Фактор 2 объединяет доверие к налоговой инспекции, милиции, прокуратуре и судам. Иными словами, это доверие к фискальным и силовым органам .
Фактор 3 объединяет доверие к соседям, коллегам и, неожиданно, к церкви и духовенству. Эти институции можно обобщить следующим образом — доверие к людям, с которыми респонденты встречаются лицом к лицу . В пользу этого говорит и корреляция с уровнем доверия к родственникам (она лишь ненамного ниже, чем произвольно избранный нами порог коэффициента корреляции 0.5).
Фактор 4 — это доверие к банкам и страховым компаниям, т. е. к финансовым учреждениям .
Фактор 5 стоит особняком — доверие к астрологам (других заметных корреляций нет).
Фактор 6 подобно предыдущему коррелирует только с уровнем доверия только к одной институции — благотворительные фонды и общественные организации .
Лишь одна институция не вошла в эти факторы — средства массовой информации (телевидение, радио, газеты). Доверие к ней приблизительно одинаково «размазано» по выделенным факторам.

Что нам дают эти результаты?

Если мы уровень доверия к социальным институтам усредним по факторам (т. е. для каждого респондента просуммируем баллы институций, вошедших в фактор, и поделим на число этих объединённых фактором институций), то получим картинку настроений украинцев в отношении отдельных элементов государства и общества:

Видно, что больше всего у респондентов доверия к людям, с которыми они встречаются лицом к лицу. А меньше всего доверия к фискальным и силовым органам, а также к финансовым учреждениям.

Последний аспект, который не может не вызвать вопросов: откуда мы знаем, что факторов нужно выделить именно 6. Самым, пожалуй, точным ответом будет — ниоткуда. Каждый раз, нужно экспериментировать, опираясь на здравый смысл. Во-первых, количество факторов не может быть большим, чем число переменных. Во-вторых, можно ориентироваться на суммарную объясняемую дисперсию, ибо нет смысла рассуждать о факторах, если они в совокупности не описывают хотя бы её половину (а умные люди рекомендуют добиваться по крайней мере 70%). В-третьих, нужно ориентироваться на возможность подобрать разумное объяснение полученным факторам.

В этом очерке мы не касались многих важных аспектов факторного анализа, напр. таких, как методы вращения. Наша цель состояла в том, чтобы в самых общих чертах продемонстрировать зачем нужен этот метод и как его использовать. Более глубокое знакомство, естественно, требует самостоятельной работы с руководствами и данными.

Литература

Teetor P. R Cookbook. — O’Reilly, 2011

Довольно часто производственные процессы требуют контроля не связанного с измерениями. Причин тому много, например, определение параметров, которые невозможно измерить или же измерительное оборудование слишком дорогое, в то же время параметры могут быть с легкостью определены человеком с определенной степенью подготовки.

Представьте, что Вы покупаете обычные черные туфли. Вы определились с моделью, примерили пару – она Вам подошла. На что еще Вы обратите внимание перед покупкой?

  • Вероятно, Вы захотите, чтобы туфли были равномерно окрашены;
  • Чтобы цвет правой туфли соответствовал цвету левой;
  • Чтобы на видимой части отсутствовали грубые царапины;
  • Чтобы прошивка подошвы была ровной;

Даже если представить, что существуют автоматические устройства контроля качества туфлей, оценивающие все указанные пункты, скорее всего их стоимость привела бы к значительному удорожанию продукции. С другой стороны, если конечный покупатель оценивает качество туфлей “на глаз”, то, вполне логично было бы внедрить имитацию такого контроля на предприятии, причем, это вполне могло бы заменить с десяток дорогих устройств, оценивающих перечисленные выше критерии. В данном примере, контролер, оценивающий качество изготовленных туфлей может выступать в роли измерительной системы.

Но не следует забывать о подготовке такого работника и неких начальных критериях, которыми он должен руководствоваться. Без этого каждый контролер будет судить о качестве продукции, основываясь на личных соображениях и чувствах. Оценить насколько хорошо контролер выполняет работу измерительной системы, дает возможность атрибутивный Gage R&R.

Атрибутивный Gage R&R или Attribute Agreement Analysis специально разработан для оценки измерительных систем, которые исключают использование измерительного инструмента, когда операторы сами определяют качество изделий визуально или по наличию какого-то определенного критерия (отсутствие грубых царапин на видимой части туфлей). Само собой, что числовую характеристику таким измерениям присвоить невозможно. Вместо этого проверяемым изделиям присваивают атрибут: “хороший”-“плохой”, “годен”-“не годен” и т.д. Данный вид анализа может быть использован также для градуировочной оценки: “отлично”-“хорошо”-“удовлетворительно”-“неудовлетворительно” или же для оценки по наличию и количеству дефектов.

Цель анализа заключается в оценке близости суждений операторов к стандарту и сходимости суждений операторов (согласию с предыдущим суждением). Результат анализа, таким образом, будет указывать, насколько близки результаты измерительной системы к стандартным критериям и насколько операторы согласны со своими же суждениями, т.е. можно ли доверять суждениям контролеров.

Примеры, для которых применим атрибутивный анализ Gage R&R:

  • Хорошим примером может служить производственный процесс изготовления контактных линз. Любое оптическое тело, так или иначе, содержит определенное количество аберраций, но не все из них видны человеческому глазу. Каждая линза проходит исходящий контроль качества: оператор-контролер визуально оценивает наличие дефектов/загрязнений с помощью мощного увеличительного стекла и специальной подсветки. Атрибутивный Gage R&R может быть применим для определения, насколько хорошо контролер может отличить дефекты линз от загрязнений проверочного раствора.
  • Другим примером может выступать проверочный контроль целостности таблеток на фармацевтическом предприятии. Контроль целостности также проводится человеком при осмотре блистера, содержащего до 2000 таблеток. Измерениями в данном случае служит наличие дефектов или дефектных изделий в образце.

В примере с таблетками оператор может представлять суждения в бинарной форме: “проходит”-“не проходит”, но, ввиду специфики образца, ответы можно предоставлять и в другом виде. К примеру, до 2 поврежденных таблеток – “отлично”, до 5 – “удовлетворительно”, до 20 – “неудовлетворительно”, выше 20 – “критично” или же оценивать по шкале от 1 до 5.

Рассмотрим проведение анализа атрибутивного Gage R&R в статистическом пакете Minitab на примере с контролем качества таблеток.

В ходе анализа оценивались три оператора, проверяющих 20 таблеток дважды. Атрибуты таблеток были определены по стандартным критериям на наличие трещин и других повреждений.

Для проведения Attribute Agreement Analysis (атрибутивного Gage R&R), выберите Stat > Quality Tools > Attribute Agreement Analysis :

Рис. 1: Окно конфигурации Attribute Agreement Analysis

В диалоговом окне программы определите колонки, указывающие операторов, образцы и результаты измерений – атрибуты, как показано в диапазоне 1. По условию задачи правильные атрибуты образцов были известны – в данном случае следует внести колонку “Standard” в поле “Known standard attribute”, как показано в диапазоне 2.

    Анализ можно проводить и без заведомо известных атрибутов образцов или же не повторяя эксперимент дважды. В первом случае не будет определено, насколько близки суждения операторов к стандарту, а во втором – насколько операторы уверены в своих суждениях.

Нажмите “OK”, чтобы получить результаты анализа:


Рис 2: Результаты анализа в графическом виде

Диаграмма Within Appraiser отображает процент согласия операторов с предыдущими суждениями. Диаграмма будет отображена лишь в том случае, если каждый оператор оценил образец два или больше раз, т.е., если доступны данные для сравнения. В данном случае, оператор А уверен в своих суждениях на 85% хотя, доверительный интервал лежит в пределах от 60 до 97%. Чем выше сходимость суждений оператора, тем меньше вариации он вносит в результаты наблюдений.

Диаграмма Appraiser vs Standard показывает, насколько близки ответы операторов к правильным атрибутам образцов. Даже не смотря на то, что оператор А уверен в своих суждениях на 85%, его ответы являются верными лишь в 70% случаях.

В рассмотренном примере, только оператор С обладает достаточной квалификацией для контроля качества продукции: сходимость суждений и близость к стандарту составляет 95%, т.е. его вклад в вариацию наблюдений 5%.

Результаты анализа в окне Session дают немного более четкое представление о том, как операторы справились со своей работой:


Рис. 3: результаты Attribute Agreement Analysis

Таблица Within Appraisers исходные данные диаграммы Within Appraisers, а также таблицу коэффициентов каппа. Каппа коэффициенты указывают, насколько операторы статистически уверены в своих решениях. При каппа равным 0, можно заключить, что оператор не уверен в своих суждениях, его выбор напоминает лотерею или подбрасывание монетки в воздух. Каппа 1 означает, что оператор на 100% уверен в своих суждениях, соответственно, при коэффициенте -1 – оператор полностью не уверен и каждый раз присваивает образцу новый атрибут. Принимая во внимание рекомендации руководства по анализу измерительных систем AIAG, достаточным для признания измерительной системы годной является коэффициент 0,75. Значение 0,4 или ниже свидетельствует о непригодности измерительной системы.

Значение вероятности (P-value) оценивается для гипотез:

    H 0: операторы не согласны со своими решениями;
    H α: операторы согласны со своими суждениями.

Значения каппа и вероятности являются основными при оценке измерительных систем при помощи атрибутивного Gage R&R. Рассматривая полученные результаты, можно заключить, что исходя из каппа равному 0,48 и значения вероятности 0,0158 оператор уверен в своих решениях, но такая измерительная система не приемлема для критических участков контроля.


Рис. 4: результаты Attribute Agreement Analysis

Рассматривая коэффициенты каппа в таблице анализа Each Appraiser vs Standard, можно заключить, что операторы А и В слабо ориентируются в критериях оценки, но оператор С достаточно хорошо владеет критериями качества изделий. Таблица Assessment Disagreement отображает пункты, в которых мнение операторов отлично от стандарта. К примеру, оператор А признал 3 блистера с таблетками годными, в то время как критерии стандарта свидетельствуют об их непригодности. Также оператор А трижды показал различные результаты при первой и второй попытках, т.е. сначала определил изделие как годное, а при второй попытке поменял суждение. Оператор В трижды отклонил качественные изделия и также трижды изменил свое суждение. Оператор С всего лишь раз изменил свое мнение по поводу атрибута образца.

Результаты таблицы Between Appraiser иллюстрируют, насколько операторы в целом воспроизводят свои суждения, т.е. насколько они согласны между собой, не принимая во внимание истинные атрибуты. Согласие между операторами отнюдь не означает правильности суждений.


Рис. 5: таблицы результатов Between Appraisers и Appraiser vs Standard

Таблица All Appraisers vs Standard, соответственно, отображает, насколько суждения всех операторов сходны с верными атрибутами, т.е. насколько операторы в целом согласны со стандартом. Как и в предыдущем случае, согласие со стандартом не означает согласие между операторами.

Таблицы Kappa Statistics указывает, что в обоих случаях коэффициент каппа ниже 0,75. Показания операторов, как единой группы, статистически малозначимы. Согласие операторов в целом с атрибутами стандарта немного выше, но все же недостаточно. Высокий коэффициент согласия со стандартом относительно согласия между операторами вызван высоким коэффициентом согласия со стандартом оператора С.

Резюме

  • В целом, использование анализируемой измерительной системы связано с рядом трудностей. Оператор А допускает слишком много ошибок, в результате чего непригодная продукция признается качественной. В то же время, оператор В оценивает продукцию слишком критично, что приводит к отклонению годных изделий.
  • Оператор С показал как близость суждений к стандартным так и уверенность в них.
  • Из выше сказанного следует, что операторам А и В необходимо дополнительное обучение или практика.

В рассмотренном примере наблюдается очень широкий доверительный интервал. что приносит некую неопределенность результатам анализа. Для сокращения диапазона можно провести повторное исследование с большим количеством образцов.