Что значит raw в фотоаппарате. Съемка в RAW: мифы и факты

06.09.2022 Советы

Сжимать ли RAW в камере. Что выбрать 12 или 14 бит. Сравнение опций формата RAW, краткий обзор RAW по брендам и рекомендации по использованию.

Файлы RAW — это необработанные, “сырые” данные с матрицы камеры. Это значит, что при постобработке изображений, снятых в этом формате, можно восстановить большое количество деталей даже в глубоких тенях или в очень светлых участках снимка. Увидеть такое восстановление на конкретном примере можно в этой статье .

Между тем, не все RAW одинаковы, то есть не из всех RAW можно получить одинаковый объем информации. Давайте разберемся, какие существуют варианты “сырых” файлов и в чем разница между изображениями со сжатием (lossy), со сжатием без потерь (lossless) и без сжатия (uncompressed).

Зачем сжимать файл RAW?

Есть несколько причин, по которым производители предлагают сжатие файлов RAW. Основная из них — это экономия места. На одну и ту же карту памяти можно записать больше сжатых RAW-файлов, чем несжатых. Кроме того, уменьшение размера файла влияет на весь рабочий процесс, связанный со съемкой, постобработкой и хранением фотографий.

Ускорение записи и переноса файлов. Сжатые файлы RAW физически меньше, поэтому камера будет быстрее записывать их на карту памяти. Также сокращается и время переноса файлов с карты памяти на компьютер или на внешний накопитель, иногда довольно значительно.

Увеличение скорости непрерывной съемки. Файлы меньшего размера занимают меньше места в буфере камеры, что может потенциально увеличить серию непрерывной съемки. Но это не всегда так. Например, в старых камерах сжатие RAW, наоборот, снижает число кадров в единицу времени, поскольку процесс сжатия очень нагружает процессор.

Уменьшение разрешения. Некоторые камеры предлагают уменьшить разрешение файлов RAW либо обрезая изображение, либо применяя даунсамплинг — уменьшение числа пикселей в изображении. Если первый вариант не связан со сжатием RAW, то в последнем сжатие, а с ним и потери данных, могут быть очень большими.

Сжатие с потерями/сжатие без потерь/без сжатия

В зависимости от производителя и модели камеры, у вас могут быть разные опции для RAW. Самые распространенные варианты — это сжатие, сжатие без потерь и без сжатия.

  • Сжатые файлы (Compressed). По умолчанию сжатие означает потерю части данных, иногда — довольно значительную и важную, что ограничивает возможности при постобработке такого RAW. Например, камеры Sony по умолчанию применяют сжатие с потерями, что может привести к появлению артефактов вокруг объектов, как на изображении ниже:
  • Файлы, сжатые без потерь (Lossless Compressed). Сжатие без потерь можно сравнить с архивированием файла — информация при этом не теряется. При постобработке все данные “разархивируются”. Это идеальный вариант, поскольку в нем нет потери данных, но при этом изображение занимает меньше места.
  • Несжатые файлы (Uncompressed). Несжатые файлы RAW содержат все данные, без какого-либо алгоритма сжатия, поэтому их размер будет огромным. Пользоваться этим вариантом стоит только в том случае, если вам нужно сохранить всю информацию, но камера не предлагает опции сжатия без потерь.

12 бит/14 бит/16 бит

Помимо разных уровней сжатия, “сырые” изображения могут хранить различное количество оттенков на цветовой канал на пиксель — это так называемая “битовая глубина”. Большинство камер по умолчанию снимают 12-битные RAW, то есть 4096 оттенков на канал (красный, зеленый и синий). Перемножаем 4096 на 4096 и на 4096 (три канала), получаем примерно 68,72 миллиарда вариантов цвета на пиксель.

14-битные RAW обеспечивают 16384 вариантов цвета на каждый цветовой канал, что дает 4,39 триллиона оттенков на пиксель. И, хотя большинство современных цифровых камер пока не предлагают 16-битного формата RAW, когда он появится, то будет обеспечивать более 281 триллиона оттенков на пиксель.

Сжатие RAW: сравнение размеров файла

Давайте возьмем стандартное изображение в RAW, снятое на Nikon D810, и посмотрим на размер файлов в зависимости от битовой глубины и вариантов сжатия:

Степень сжатия Размер файла (12 бит) Уменьшение в % * Размер файла (14 бит) Разница в % *
Сжатый 30.066 Мб 60.9% 37.055 Мб 51.9%
Сжатый без потерь 32.820 Мб 57.4% 41.829 Мб 45.7%
Несжатый 58.795 Мб 23.6% 76.982 Мб 0%
* В сравнении с несжатым 14-битным RAW (76,982 Мб)

Как видите, разница между 12 и 14 битами довольно велика, так же как и между вариантами сжатия. И когда речь идет о большом количестве изображений, можно подумать, что съемка в 12-битном сжатом RAW — хороший выбор, ведь размер таких файлов на целых 60,9% меньше, чем размер несжатых 14-битных RAW.

Но тут все зависит от того, как вы снимаете, что вы снимаете и сколько информации обычно извлекаете из темных и светлых участков изображения при постобработке. Например, если вы снимаете портреты с хорошим освещением и редактируете их по минимуму, то 12-битный RAW вполне подойдет.

Но если вы заниматесь пейзажной фотографией, астрофотографией, и вам нужно максимально сохранить информацию на всех участках снимка, то надежнее будет снимать в 14-битном RAW со сжатием без потерь. Так вы сможете по максимуму использовать возможности матрицы и при этом получать файлы почти вполовину меньше, чем при использовании несжатых RAW. Лишние 15% процентов сжатия (до 60,9% 12-битного сжатого RAW) того не стоят, если они ограничивают ваши возможности при постобработке. Помните об этом, выбирая битовую глубину и степень сжатия.

Еще один важный момент — некоторые камеры не позволяют менять данные характеристики. У большинства любительских камер в установках по умолчанию обычно 12-битный сжатый RAW. У более продвинутых моделей — 14-битный RAW, сжатый без потерь.

Давайте посмотрим, что предлагают нам в этом плане разные популярные бренды.

Nikon

У зеркалок Nikon опции битовой глубины и сжатия RAW меняются в зависимости от модели. На большинстве камер для начинающих и любителей можно выбрать только битовую глубину — 12 или 14 бит, но не способ сжатия. Это означает, что у этих камер по умолчанию выставлено сжатие с потерями. На дорогих камерах для профессионалов Nikon обычно предлагает три варианта сжатия: сжатый, сжатый без потерь и несжатый:

Canon

Камеры этой компании не позволяют выбрать ни битовую глубину, ни вариант сжатия, поэтому нужно смотреть в руководстве пользователя, какие именно опции предлагает конкретная модель. Большинство камер Canon для начинающих снимают 12-битные RAW со сжатием без потерь, большинство профессиональных — 14-битные, также со сжатием без потерь.

Fuji

Все камеры серии Fuji X в первом поколении могли предложить только 12 бит. Теперь же все современные камеры с матрицей X-trans по умолчанию снимают 14-битные RAW. Fuji не позволяет изменить битовую глубину через меню камеры, но в некоторых моделях можно самостоятельно выбрать сжатие:

Sony

К сожалению, все современные камеры Sony предлагают только сжатие с потерями по схеме “11 + 7 бит”. После многочисленных жалоб пользователей компания добавила возможность снимать несжатые RAW на некоторых камерах, например, на Sony A7R II, но в результате получаются файлы огромных размеров. На сегодняшний день у Sony нет камер, которые могут снимать сжатые без потерь RAW.

Если вы снимаете на цифровую камеру (да ладно… раз вы читаете этот блог, значит вы умеете пользоваться интернетом и прочими благами цивилизации, значит вы - нормальный современный человек, тогда… зачем это «если» - вы точно снимаете на цифровую камеру)… Так вот, раз вы снимаете на цифровую камеру, перед вами точно вставал вопрос - снимать в RAW или в JPG. И именно на этот вопрос мы и ответим в нашей небольшой статье.

Прежде всего, RAW и JPG - это разные форматы, созданные для разных задач. И каждый из них обладает своими плюсами и минусами. Самое главное - понять, действительно ли вам нужны возможности, которые дает RAW, или для вас важнее простота и совместимость JPG?

Для этого сравним все сильные и слабые стороны каждого формата. Итак.

.JPG

Главная задача формата JPG - передать максимально качественную картинку с минимальными затратами объема памяти. От этого идут все его недостатки, впрочем, и достоинства тоже:

  1. Снимая в JPG, вы сразу получаете готовую картинку. Вы можете сразу отправить фотографию в печать или запостить в интернете.
  2. Фотографии JPG занимают значительно меньше места, нежели RAW или TIFF файлы.
  3. Цвета на ваших фотографиях будут сразу именно такие, какими их видит камера. При работе с RAW вам придется использовать правильный RAW-конвертер.
  4. Снимая в JPG, вы можете сразу выставить настройки резкости, насыщенности и контрастности ваших фотографий. Так же можно включить функцию автоматического подавления шумов.
  1. Возможности для дальнейшей обработки значительно меньше, нежели при съемки в RAW.
  2. При съемке в JPG теряеться проработка мелких деталей в кадре. При печати фотографий в большом формате это будет заметная потеря качества.
  3. На многих моделях зеркальных камер, при съемке в JPG, общая резкость на фотографии хуже, нежели при съемки в RAW.

Итог

JPG идеальный формат для тех, кому важна простота и удобство использования. Вы можете делать снимки и сразу отправлять их в печать в фотолаборатории или на домашнем принтере. Скопировав их на компьютер, вы сможете сразу их послать друзьям по интернету. Они занимают мало места на флеш-карточке и вам всегда хватит JPG, чтобы напечатать фотографию форматом 10х15 или 15х20 в хорошем качестве.

Если вам необходимо отснять большой объем фотографий (500, 1000, 1500 кадров) и у вас нет времени для обработки всех этих фотографий в RAW-конвертере, выбирайте JPG, ведь именно для этого он и создан.

.RAW

Формат RAW - «сырой», т.е. он требует последующий конвертации в JPG или TIFF. Дело в том, что при съемке в RAW в файл с фотографией сохраняется вся информация с матрицы фотоаппарата. Именно благодаря этой «сырости» мы имеем обширные возможности в обработке, но также и все неудобства, связанные с конвертацией файлов.

  1. Возможности обработки. Прежде всего, это возможности для работы с цветом - вы можете уже на компьютере изменить баланс белого на фотографии. Также вы можете обрабатывать отдельные цвета на фотографии, детально работать с областями теней и светов, контрастностью и насыщенностью изображения. Очень важный момент - при съемке в RAW в файле сохраняется дополнительная информация, используя которую можно «достать» детали изображения из пересвеченной или темной области кадра.
  2. Снимая в RAW, вы сможете использовать точные алгоритмы удаления шумов и поднятия резкости.
  3. RAW файл дает большие возможности для цветостилизации и художественной обработки фотографий.
  4. В большинстве RAW-конвертеров есть функция сохранения настроек обработки. Сделав обработку, вы сможете одним кликом применить ее на другие фотографии.
  5. Из RAW файла вы можете конвертировать изображение в любой нужный вам формат, будь то JPG файл низкого разрешения для публикации в интернете или TIFF файл большого разрешения для широкоформатной печати.
  1. RAW файл занимает намного больше места, нежели JPG.
  2. RAW файлы нельзя сразу отправить в печать или опубликовать в интернете.
  3. Для конвертации RAW файлов необходимо использовать специальные программы - RAW-конвертеры. Изучение RAW конвертеров может быть интересным и увлекательным, только если вы действительно серьезно занимаетесь фотографией. В ином случае этот процесс будет для вас лишь дополнительной головной болью.
  4. Сам процесс конвертации RAW файлов занимает дополнительное время и требует компьютера с хорошей производительностью.

Итог

RAW формат используют все профессиональные фотографы и фотохудожники. Для них возможности обработки и качество картинки, которые дает RAW - необходимость. Если вы серьезно увлекаетесь фотографией, вам интересна работа с цветом или вы хотите печатать фотографии в больших форматах, попробуйте снимать в RAW.

П осле С ловие.
В любом споре можно найти компромисс. И спор форматов - тому не исключение, ведь вы всегда можете включить на вашем фотоаппарате функцию одновременной съемки и в RAW, и в JPG. Это, безусловно, потребует больше места на карточке памяти, зато вы сможете использовать сильные стороны обоих форматов.

Возможно, вы слышали о том, что фотографии лучше всего делать в формате RAW. В интернете сейчас появляется все больше и больше информации на эту тему. Но знаете ли вы, как такой формат улучшает качество фотографий? И чем они будут отличаться от снимков, сделанных в других форматах? Давайте разберемся!

Во-первых, что такое RAW? RAW (что в переводе с английского означает «сырой») — это файловый формат, который фиксирует все параметры изображения, записанные матрицей фотоаппарата. Когда вы фотографируете в другом формате, например, в JPEG, информация об изображении сжимается и частично теряется. Формат RAW не сжимает информацию, и вы, после необходимой корректировки, можете получить высококачественный снимок. Такой формат позволяет устранить проблемы изображения, которые являются неустранимыми на снимках формата JPEG.

Многие современные цифровые камеры делают снимки в формате RAW (включая так называемые цифровые «мыльницы»). Почитайте внимательно пользовательскую инструкцию, возможно, снимки в формате RAW, со всеми их преимуществами, доступны даже вашему маленькому фотоаппарату!

Итак, давайте перечислим преимущества RAW формата.

1 Высокий уровень качества изображения

Это самое важное преимущество RAW-файлов. При съемке в формате RAW вы получаете запись всех данных с матрицы. Если вы сняли необычную, замечательную по красоте сцену, хочется, чтобы качество фотографии было высочайшим.

Все современные цифровые камеры технически способны фотографировать в формате RAW. Да, это правда.

Но когда вы фотографируете в формате JPEG, камера самостоятельно конвертирует снятое в формате RAW в JPEG.

В то же время, ваша камера далеко не так умна, как ваш мозг, и она не такая мощная, как компьютер.

Когда вы делаете снимки в формате RAW, вы можете обрабатывать их так, как вам это необходимо. Вы сами решаете, как следует выглядеть кадру, и определяете путь достижения наилучшего результата.

2 Множество уровней яркости

Формат RAW содержит множество уровней яркости (последовательных шагов от белого до черного цветов) на изображении. Чем больше ступеней яркости, тем более сглаженные переходы тонов получаются на снимке.

Формат JPEG записывает 256 уровней яркости, а RAW записывает от 4096 до 16384 уровней! Технически это описывается термином «бит». Формат JPEG содержит 8 бит информации на компоненту (или 8 бит на 1 пиксель для чёрно-белых полутоновых изображений), а формат RAW – от 12 до 14 бит. Это различие оказывает решающее влияние на качество фотографий.

Высокая степень разрешения производит огромный эффект. Дополнительные шаги по изменению яркости позволяют сделать больше корректировок (изменить насыщенности цветов, параметры света, теней, контрастности, яркости и т.д.) на изображении без существенного снижения качества, потому что здесь есть множество уровней для обработки!

При съемке в RAW формате легче избежать эффекта изогелии. Эффект изогелии проявляется как полосатость – например, вы видите яркое чистое небо, а при печати снимков небо вдруг представляется состоящим из цветных полос. В результате снимок выглядит плохо.

3 Корректировка экстремальных значений экспозиции

Очевидно, вы хотите поставить лучшую экспозицию при фотографировании, но иногда быстрое развитие событий (особенно на свадьбах!) не оставляет времени сделать это правильно, и вы ставите экспозицию в быстром темпе, или просто не успеваете ее изменить. В результате сцена получается слишком яркой или слишком темной. Такую фотографию можно привести в хорошее состояние.

RAW-формат фиксирует огромное количество информации в файле, что позволяет исправить погрешности снимка без резкого снижения качества. Такая корректировка может избавить снимок от бликов, резких теней и прочих дефектов.

4 Легко корректируемый баланс белого

Когда вы снимаете в JPEG-формате, баланс белого настраивается автоматически. Вы просто не можете выбрать другой вариант. С форматом RAW данные баланса белого записывается в полном объеме, а большой объем информации позволяет легко изменить его и отрегулировать в нужную сторону.

Правильный баланс белого и цвета важны для создания красивых сцен и образов, а съемка в RAW-формате позволяет сделать корректировки легко и быстро. И получить наилучший результат.

5 Получение лучшей детализации

Когда вы снимаете в RAW-формате, то можете улучшить резкость кадра и убрать шумы в таких программах, как Lightroom, которые по своим возможностям гораздо мощнее программы, установленной на вашей фотокамере.

Кроме того, алгоритмы для создания резкости и устранения шумов постоянно совершенствуются, так что в будущем вы сможете снова открыть сохраненный первоисточник и воспользоваться усовершенствованными фильтрами.

6 Удобство редактирования

Когда вы вносите коррективы в RAW файл, то исходные данные сохраняются такими, какими они пребывали до процесса корректировки. Все, что вы делаете — создаете набор описаний (инструкций) об изменениях. В форматах JPEG или TIFF в сохраненной версии данные о состоянии первоисточника не сохраняются. Поэтому, если не создана копия кадра-первоисточника, о его изначальном виде можно забыть навсегда.

При работе с RAW файлом вам никогда не придется беспокоиться о порче изображения-первоисточника, которое вы случайно сохранили после неудачной корректировки. Вы всегда можете сбросить настройки и начать редактировать снимок снова.

JPEG файлы теряют первоначальное качество при каждой новой корректировке и каждом новом сохранении. Это действительно так. Это то, что называют «потерями формата файла». Так что, если вы делаете изменения в формате JPEG, всегда нужно дублировать первоисточник и сохранять откорректированную версию, если вы не хотите потерять качество файла. Что, в итоге, очень хлопотно.

7 Получение качественного отпечатка на фотобумаге

Из-за тонкой градации тонов и цвета отпечатки из RAW файлов будут более качественными, чем изображения, сделанные в других форматах.

Несмотря на то, что все больше людей хранит фотографии в цифровом формате, важность отпечатанных снимков не стоит недооценивать (возможно, из-за их относительной нынешней редкости). На бумажном носителе RAW изображение будет выглядеть качественно, на нем не будут заметны неприятные полосы при переходе одного цвета в другой.

8 Выбор цветовой модели на выходе

Цветовое пространство для создания, хранения и печати может быть различным, и здесь, в конечном счете, нет ничего сложного. Работая с RAW-файлами, вы можете выбрать любую цветовую модель, когда вы экспортируете снимок. Цветовую модель выбирают и настраивают в зависимости от ситуации.

Существуют различные цветовые модели, которые являются оптимальными для различных ситуаций. Когда вы снимаете в RAW формате, вы можете экспортировать снимок в несколько цветовых моделей, что очень удобно.

9 Повышение эффективности работы

Программы Lightroom или Aperture позволяют обрабатывать не только единичные изображения. В этих программах можно обрабатывать большие партии однотипных снимков, применяя сразу ко всей партии коррекцию и фильтры. Photoshop, например, позволяет обрабатывать только одно изображение за период времени. Для того, чтобы обрабатывать снимки в Lightroom или Aperture, вы должны фотографировать в формате RAW.

10 Большие возможности для профессионалов

Профессиональные фотографы должны предоставлять своим клиентам снимки максимально высокого качества. Когда клиенту предлагается печатная продукция, вопросы нежелательной изогелии и бликов должны быть решены. Правильно настроенный цветовой баланс и цветовая модель также имеют решающее значение для качества изображения.

Фотографирование в RAW формате позволяет контролировать качество, а также дает возможности для устранения проблем на снимках.

Некоторые цифровые (не зеркальные) фотокамеры тоже способны делать снимки формата RAW, и теперь преимущества RAW могут оценить не только профессионалы, но и фотографы любители, желающие улучшить качество снимков (как для электронного, так и для отпечатанного варианта).

Недостатки RAW формата и пути решения проблем

У каждой программы, формата и файла есть свои плюсы и минусы, и формат RAW не является исключением. Мы расскажем о недостатках RAW формата и рассмотрим некоторые пути решения проблем.

RAW файлы должны быть обработаны

Самый распространенный аргумент против съемки в RAW: поскольку файлы должны быть обработаны, мы тратим на процесс получения фотографии больше времени, чем при использовании формата JPEG. И это может быть правдой, если не тратить времени на какую-либо обработку JPEG кадров.

Но так как большинство фотографов всегда (в большей или меньшей степени) обрабатывают свои снимки, сделанные в JPEG формате, то их аргументы о тратах времени становятся неубедительными.

Если при обработке RAW файла вы проводите настройку баланса белого, изменяете параметры света и теней, то можете сделать это быстрее, чем если бы вы обрабатывали JPEG файлы.

Изображение RAW формата, вы можете легко экспортировать в JPEG, его можно преобразовать специально для web печати. Современные цифровые зеркальные фотокамеры позволяют сразу, при одном щелчке затвора фотоаппарата, получать два кадра сразу – в форматах RAW и JPEG.

Формат RAW имеет больше возможностей, и фотографии могут быть обработаны быстро, если не быстрее, чем JPEG.

Файлы RAW занимают много места

RAW файлы не сжаты и занимают в два-три раза больше места, чем файлы формата JPEG. Вопрос объема файлов имеет большое значение, особенно для тех, кто фотографирует часто и много. Однако стоимость жестких дисков, на которых можно хранить множество изображений, за последние несколько лет значительно упала.

Давайте рассмотрим жесткий диск на 3 терабайта

  • Диск на 3 терабайта стоит около 10 тыс. рублей;
  • На таком диске можно хранить 375000 фотографий формата JPEG (расчет для файлов большого объема по 8 МВ. Стоимость одного хранимого изображения будет равна 2,7 копейки;
  • На диске в 3 ТБ можно хранить 100000 изображений формата RAW (при объеме каждого файла 30 МВ). Стоимость одного хранимого кадра составит 10 копеек.

Понятно, что на диске можно хранить и меньшее количество кадров. Однако, количество снимков, накопленное при полном заполнении диска, впечатляет! И всегда помните, что хранить все изображения исключительно на одном диске опасно. Не кладите все фотографические яйца в одну корзину!

С картами памяти происходит то же, что и с фотоаппаратами. Цена на них постоянно снижается. Помните времена, когда карта памяти объемом 2GB стоила более 10 тыс. рублей? В настоящее время можно купить карту памяти на 4Гб всего за 300 рублей. Такая ценовая политика с трудом укладывается в голове.

Да, RAW файлы больше по размеру, и они занимают больше места. Но именно хранимая в них информация обеспечивает высокое качество снимков. Хранение снимков высокого качество обойдется вам дополнительно в 7,3 копейки за изображение.

Медленная запись на карту памяти

RAW файлы имеют большой размер по сравнению с JPEG файлами, и они быстро заполняют буфер кадров при съемке. Фотоаппарат будет снимать столько, сколько вам нужно, будет делать столько кадров в секунду, сколько нужно, в любом формате. Но если это формат RAW – буфер фотоаппарата может быстро наполниться, и вам придется ждать, пока фотоаппарат не перенесет информацию из буфера обмена на карту памяти. А на это требуется время.

При постоянных съемках с большим количеством кадров в RAW формате лучше приобрести более быстрые карты памяти, или более дорогие камеры с большим буфером.

Специфика кода RAW

RAW файлы часто регистрируются в специальном формате, что означает, что производители фотокамер официально не раскрывают себя, и их исходные данные могут быть изменены. Такие компании, как, например, Adobe, должны лицензировать программное обеспечение для декодирования RAW файлов или для их обратного преобразования. Так, для фотокамер Canon RAW-формат записывается как.CR2, для камер Nikon этот формат записывается как.NEF.

Проблема состоит в том, что вы не можете быть уверены, что через 5, 10 или 20 лет вы сможете открыть RAW файл, если у вас нет соответствующего программного обеспечения для его декодирования!

Новый формат RAW с открытым исходным кодом был разработан для того, чтобы преодолеть это препятствие. Он был разработан программистами Adobe и сейчас известен как DNG (Digital Negative). С помощью такой программы, как Lightroom, вы можете конвертировать ваши собственные RAW файлы в формат DNG с открытым исходным кодом. Это займет некоторое время, но такая работа дает гарантию, что ваши файлы будут читаться и в далеком в будущем!

Фотоаппарат Leica M9 снимает в формате DNG, и новинки в этой области появляются постоянно. Так что следите за производителями камер, чтобы использовать этот формат в будущем!

Выбираем RAW!

Надеюсь, эта статья изменит ваш взгляд на формат RAW и его преимущества. Предположение, что работа с RAW файлами занимает слишком много времени, (либо содержит слишком много этапов обработки), на самом деле не выдерживает критики.

Начав, вы очень скоро будете делать обработку легко и быстро. В результате вы получите совершенное качество снимков, на создание которых, возможно, потрачено столько времени и сил, что они уже стали большой ценностью для вас!

Фотографы не прекращают спорить о том, какой из форматов выбирать для фотографий при съемке. Речь идет о RAW и JPEG (иногда JPG). Несмотря на то, что в общем большинство специалистов представляют себе разницу между этими двумя форматами, понимание любителей не всегда четкое. Фотограф и преподаватель Уэйн Раску (Wayne Rasku), который ведет веб-занятия по фотоискусству в Атланте (Джорджия, США), собрал информацию и противоречия вместе. В статье он постарался объяснить, в чем суть форматов и как понять, какой формат нужно использовать для получения максимального эффекта в результате.

JPEG против RAW

JPEG - общепринятый формат для фотографий, все просто. Если вы отправляете изображения в Сеть или печатаете снимки, то, скорее всего, файлы сохранены именно в формате JPG. Тем не менее, к JPEG "накопились вопросы" по поводу целостности изображений. Конечно, формат описывают, как наиболее распространенный формат сжатия снимков, основной для большинства цифровых камер. Но технически он представляет собой "изменение с потерями", которое ухудшает исходные параметры изображений. Именно в этом кроется основная проблема, отправная точка дискуссий о том, в каком формате делать и сохранять снимки.

В чем же состоит неудобство сжатия с потерями? По сути, камера изначально запрограммирована на трансформацию файла до меньшего размера путем отбрасывания части пикселей. В зависимости от выбранных настроек, сжатие будет большим или меньшим. Если вы выставите наиболее крупный размер файлов, камера "отбросит" минимальное количество данных. Если вам нужно уместить на как можно больше снимков, вы выставляете меньшее разрешение - например, 640х480 при максимально возможных для 10-мегапиксельного фотоаппарата 3648х2736. Все "дополнительные" пиксели камера просто не сохранит, оставив только необходимое количество.

Для просмотра на дисплее цифрового фотоаппарата этого может быть вполне достаточно, но для печати масштабных изображений качество будет совершенно неприемлемым. На картинке останутся те самые неприятные квадратики-пиксели, и фото придется уменьшать, порой, уже до неприемлемых размеров.

Любая постобработка, в том числе Photoshop, сжимает изображения еще сильнее. Большинство людей не трансформирует снимки по несколько раз, но, если вам нужно это сделать, проблема проявится еще ярче.

Чем формат RAW отличается от JPEG?

Изменяя в камере формат файла с JPEG на RAW, вы "предупреждаете" ее, что обрабатывать снимки не нужно вообще, поэтому она сохраняет в изображении все пиксели. Вот и все. Полученный файл будет гораздо "тяжелее", чем при выборе JPEG, даже если в последнем выставлен наибольший размер кадров. Также разница между форматами состоит в "глубине" пикселей. JPEG использует 8-битные, тогда как в большинстве цифровых зеркальных камер диапазон составляет 13-14 бит на пиксель. Такой разбег приводит к тому, что области, схожие по яркости, объединяются, чего нет при выборе формата RAW. Это влияет, в частности, на баланс белого, возможность точно настроить экспозицию. Кстати, работая с RAW, вы сможете сделать HDR-фотографию из одного файла.

фото by Peter Majkut

Следующий логично возникающий вопрос заключается в том, как правильно обрабатывать фото в RAW, чтобы его можно было напечатать или выложить в Сеть? Ситуация складывается практически как с пленочными фотоаппаратами: чтобы увидеть полноценный снимок, нужно повозиться с негативом. С RAW все также - вам потребуется ПО для пост-обработки, оно поможет сделать исходный файл пригодным для дальнейшего использования.

Еще одно важное отличие RAW - вы не сможете использовать любой из «творческих» режимов камеры. Доступна ручная настройка диафрагмы и выдержки, но при выборе предустановленных сочетаний параметров («вечеринка», «солнечный пляж» и так далее) фотоаппарат автоматически сменит RAW на JPEG.

Подытожим: этот формат сохраняет для вас полный набор пикселей, но придется научиться обрабатывать изображения. В дополнение к этому вы сможете с минимальными потерями форматировать снимки, обрезать их, делать ярче при постобработке.

В чем же все-таки суть спора о выборе формата?

Одни фотографы ратуют за RAW, другие - сторонники JPEG. Это вызвано несколькими причинами. Во-первых, не во всех камерах поддерживается формат RAW. Например, в компактных цифровых фотоаппаратах он не предусмотрен. С другой стороны, съемки в нем позволяют "задействовать все ресурсы" и получать максимально качественный результат. Приверженцы RAW говорят, что с ним они могут получить полный контроль над снимками.

Некоторые, в том числе высокопрофессиональные, авторы сопротивляются, продолжая работать в JPEG. Они утверждают, что, будучи уверенными в своих силах, могут получить хороший результат и в этом формате. По их мнению RAW удлиняет рабочий процесс за счет кропотливой пост-обработки и лишает фотографа возможности основную часть времени тратить на съемки. Поклонники JPEG не хотят сидеть у компьютера, им хочется побольше работать непосредственно с камерой.

Еще один аргумент противников RAW - размер файла. Он практически в два раза больше, чем JPEG, и ресурсы карты памяти исчерпываются быстрее. На жестком диске тоже неудобно их хранить, если вы снимаете много. RAW-форматы не унифицированы, они отличаются в зависимости от самой камеры, вплоть до расширения. В частности, у Nikon это a.NEF, а у Canon - a.CR2. Если вы часто используете разные фотоаппараты, подобное усложняет жизнь.

Нужно помнить еще и о том, что устаревшее ПО не может работать со снимками с камер последнего поколения. Как утверждает фотограф Кен Рокуэлл (Ken Rockwell), яростный противник RAW, "когда-нибудь мы просто не сможем открыть свои старые файлы, так как нужных версий программ уже не будет существовать". И, если вы постоянно обновляете ПО, будьте готовы потерять изображения, сделанные несколько лет назад. С JPEG этой проблемы нет - и это аргумент, который стоит учитывать.

И наконец, главное. Как понять, какой формат необходим именно вам

Если вы умеете быстро и без затруднений работать со специализированным ПО для пост-обработки фото, хотите получить полный контроль над нюансами редактирования своих снимков, вам стоит остановиться на RAW. Покупать программы, кстати не обязательно. Формат поддерживается даже в бесплатном ПО (таком, как Picassa), не говоря уже о разнообразном профильном обеспечении.

Если же вам не хочется добавлять в рабочий процесс еще один, и непростой, этап, вы не готовы одолеть следующую ступень в искусстве фотографии, или не собираетесь приобретать специализированные программы, выбирайте формат JPEG.

Нужно только помнить, что такой файл нельзя конвертировать в RAW, а вот наоборот - вполне. Поэтому большинство профессиональных фотографов все же стараются познакомиться с более трудоемким форматом поближе. RAW для них - ключ к большому количеству возможностей. К тому же, всегда есть компромисс: можно сохранять снимки на камере сразу в двух форматах. Если емкости карты памяти достаточно, это оптимальный вариант: наиболее удачные снимки вы оставите без изменений в JPEG, а для те, которые требуют коррекции, возьмете из RAW-источника.

Небольшое примечание для тех, кто все же выбрал RAW. Есть несколько удачных комплексных программ, работая с которыми удастся реализовать все возможности формата. Одна из наиболее популярных - Adobe Lightroom. На просторах Интернета есть много туториалов, рассказывающих о том, как редактировать сырые файлы с помощью мощных, интересных инструментов ПО. Особенно хорошо программа подходит для ландшафтной съемки: если вам нравится работать на природе, стоит освоить Lightroom, и результаты вас впечатлят.

Дата публикации: 30.11.2007

RAW с английского переводится как «сырой, незавершенный». Если в обычной жизни данное качество нельзя рассматривать как плюс, то в цифровой фотографии «сырой» формат - наиболее совершенный. Лишь самые серьезные цифровые камеры позволяют сохранять снимки в RAW, чтобы отложить часть важных настроек до этапа обработки и выжать максимум из фототехники.

Что такое RAW

Если универсальные форматы изображения JPEG и TIFF можно считать цифровым эквивалентом слайда (или конечного отпечатка), то RAW - аналог пленочного негатива. «Полуфабрикат», предполагающий различные варианты дальнейшей обработки, в ходе которой будет получен тот или иной результат.

Чтобы понять смысл «сырого» формата, стоит пойти от противного. При использовании JPEG картинка проходит пять этапов: захват аналогового сигнала матрицей, перевод в цифровую форму (аналогово-цифровой преобразователь), цветовая интерполяция, обработка в соответствии с настройками камеры, сжатие с потерей качества. Половина настроек встречаются в любых фотоаппаратах, в том числе пленочных (экспозиция, чувствительность ISO, метод замера, работа автофокуса). Остальные настройки имеют отношение к формату JPEG: * Цветопередача. Различные варианты («живая», «насыщенная», «естественные цвета»). Режимы монохромной съемки. Коррекция цветовых составляющих RGB. * Баланс белого . Если снимок получается синим или красным, выбрана неверная установка White Ballance. * Яркость и насыщенность. * Микроконтраст. Фигурирует под английским словом sharpening или русским «резкость», хотя к настоящей резкости не имеет отношения. * Степень сжатия. Различные варианты вроде «суперкачества» (super-fine) на деле означают лишь то, что потери сведены к минимуму.

Цифровой «негатив» записывается на карту сразу после этапа оцифровки аналогового сигнала. Его использование позволяет отложить все эти настройки до этапа обработки на ПК.

Цветовая интерполяция

Типичная матрица цифровой камеры состоит из расположенных на одной плоскости ячеек, которые реагируют только на яркость, формируя монохромное изображение. Чтобы получить информацию о цвете, инженер компании Kodak Брюс Байер 20 лет назад предложил установить перед каждой ячейкой фильтр одного из трех цветов - зеленого, красного и голубого, которые в сумме дают нужный оттенок. Данная технология используется по сей день. На каждую ячейку с красным и голубым фильтрами приходится две с зеленым, поскольку этот цвет содержит основную информацию о яркости.

После преобразования в цифровую форму картинка состоит из пикселей красного, зеленого и синего цветов. Для непосредственной работы такое промежуточное изображение непригодно. Чтобы каждый пиксель на выходе имел естественный оттенок (то есть включал все три цветовые составляющие), процессор камеры или RAW-конвертер суммируют цвет соседних пикселей, для чего используется сложный алгоритм цветовой интерполяции.

В зависимости от производителя и конкретной модели ЦФК, RAW-файл может содержать данные как до интерполяции, так и после (до этапа конечной обработки). В большинстве современных цифровых камер используется первый подход, так как программы конвертирования RAW почти всегда предлагают более совершенные алгоритмы. К тому же они постоянно совершенствуются, а процессор фотоаппарата можно поменять, купив новый. Улучшение внутрикамерных алгоритмов JPEG развивается параллельно с совершенствованием матриц. Именно оно нередко определяет преимущества новых моделей перед предшественниками - например, зеркалки Nikon D40 над D70.

Одинаковая матрица, но D40 - более «свежая» модель, и поэтому она обеспечивает лучшее качество JPEG. Но еще лучшего качества можно добиться, снимая на D70, если вообще отказаться от формата JPEG!

«Сырое» качество

В RAW-файле потенциально всегда больше информации, чем в конечном. RAW-конвертеры различным образом используют эти данные. Одни лучше подходят для обработки недоэкспонированных снимков, другие «выжимают» максимум из снятых с оптимальными настройками.

Как правило, АЦП (аналогово-цифровой преобразователь) обеспечивает глубину цвета 12 бит. Есть и более продвинутые исключения: Canon 40D (14 bit), Fuji S5 Pro (14 bit x 2), Pentax K10D (22 bit). При съемке в формате JPEG мы получаем обычные 8-битные файлы, сразу годные для печати. «Лишняя» информация используется процессором, чтобы компенсировать недостатки цифрой матрицы (узкий диапазон яркостей, шум). Но даже в самых мощных и продвинутых моделях «лишняя» информация не используется на 100%. RAW хранит всю информацию, которую дает блок АЦП, включая исходную разрядность (глубину цвета).

После того как файлы скопированы на компьютер, вы сами решаете, что делать с 12-битными данными. 12-битный RAW дает возможность безопасной экспокоррекции в пределах двух ступеней экспозиции в каждую сторону. Используя в RAW-конвертере инструмент экспокоррекции (просто перемещая ползунок), вы смещаете рабочую область конечного файла (8-битного). Если ваша камера слегка ошиблась в выборе параметров экспозиции, это позволит «вытягивать» тени и света без каких-либо тональных искажений или иных побочных эффектов, которые имеют место в случае серьезной тоновой коррекции.

Если же экспозиция изначально определена точно, за счет большей разрядности вы можете получать более глубокие, детализованные изображения, конвертируя «сырые» файлы в формат TIFF с 16-битным цветом. Разрядность RAW позволяет использовать этот формат для получения фотографий с расширенным динамическим диапазоном - High Dynamic Range (HDR).

Многообразие форматов

Если бы формат RAW совпадал у всех производителей, это было бы очень удобно с точки зрения совместимости программного обеспечения. В истории были попытки создать универсальный стандарт цифрового негатива, аналогичный JPEG и TIFF. Наиболее удачная из них - формат Digital Negative (DNG) от Adobe, который нашел применение в некоторых современных ЦФК (Leica M8, Pentax K10D, Samsung GX-10). Однако это - исключение из общего правила.

Мало того что каждый производитель продвигает собственный стандарт «сырых» файлов (CR2, NEF, PEF, вариации с расширением RAW), так еще и внутри линейки одного производителя форматы не совпадают: как правило, для каждого нового поколения ЦФК требуется обновление ПО.

Форматы отличаются не только с точки зрения структуры данных. Иногда производители экономят место на картах памяти, используя сжатие «сырых» данных (например, как в случае Nikon Electronic Format). Теоретически такое сжатие может привести к незначительной потере качества. На практике даже минимальные потери отсутствуют. Недостаток лишь в том, что сам процесс сжатия отнимает ресурсы и может отразиться на скорости записи снимков. «Сырой» формат Pentax (PEF) воплощает противоположный подход.

Когда не снимать в RAW

RAW-формат обеспечивает лучшее качество и возможность сделать даже из не самых удачных снимков нечто, радующее глаз. Но существует несколько ситуаций, когда снимать в RAW нецелесообразно: недостаточный объем карты памяти, серийная съемка (на некоторых «медленных» фотокамерах), бытовая съемка, прямая печать, отсутствие личного времени на обработку изображений.